РОСФИНМОНИТОРИНГ


Опубликовано в:

Уважаемый ЗАН! Приказ РОСФИНМОНИТОРИНГа № 59 от 17.02.2011 года об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма вступил в действие 22.07.2011. В связи с этим необходимо внести изманения в ПВК. Каковы сроки внесения изменений?

Добрый день!Подскажите,пож-ста:Для Центрального банка Российской Федерации кроме ПВК, какие документы,нужно для проведения проверки?

строго говоря для проверки могут затребовать весь стандартный набор документов, подтверждающих вашу правоспособность (устав, учр. дог-р. и т.п.). Плюс теперь ЦБ вполне может проверить факт сдачи Вами отчетности и сверить с фактическими данными(напр. по учредителям или количеству обосробленых олтделений.) Если же речь об исполнении "антиотмывочного законодательства" - то прочие документы, могущие стать предметом интереса прописаны в самих ПВК. Внимательно читайте и исполняйте собственные ПВК и тогда у Вас будут: приказ о назначении ответственного лица, программа обучения, график обучения, отчеты по проверке исполнения ПВК и пр.. Их то скорее всего и проверят.

Добрый день! Подскажите, пож-ста : прокуратура требует чтобы мы брали у клиента ИНН. Требование вроде бы обоснованное, в новых ПВК это есть. Но ни кто же его не берет, так как у клиентов просто его нет с собой и ни кто его не помнит. Как вы выходите из ситуации?

Константин! Прокуратура не права. Нужно ссылаться на "букву" Федерального закона.

Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом ФЗ-115

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения:

в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

Законодатель сказал "ПРИ НАЛИЧИИ", значит при наличии во время заключения договора займа.
Удачи!

Зан, у меня нет цели ввязываться с Вами в полемику. Однако, на мой взгляд в приказе № 59 есть требования, которые просто не обойти и нужно изменять ПВК. Например, в Положении в п. 2.5. «Результаты проверки клиента на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки, фиксируются организацией в анкете клиента, либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля». Т.е., как я понимаю, в документе организации, предусмотренном в ПВК, должно быть в отношении конкретного клиента записано «в Перечне отсутствует». А по поводу даты проверки можно, наверное, записать в ПВК, что она совпадает с датой заключения договора. Кроме этого, как то нужно подтвердить, что используется актуальный на дату такой проверки Перечень.
В п. 2.16. «Оценка степени (уровня) Риска, а также обоснование оценки Риска фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля». По всей видимости, должна быть запись в отношении конкретного клиента об уровне риска.
Вряд ли вышеназванные фиксации были предусмотрены в прошлых вариантах ПВК.

Юрий Сергеевич

Юрию Сергеевичу!

Желаем мы или не желаем, но мы уже втянулись в полемику и хорошо если она будет нести позитивный характер.
Дело в том, что обсуждаемая тема (Приказ №59)не нова, еще в 2009г. финразведка "знаменитым" информписьмом №2 обязывала иметь Программы идентификации и оценки риска.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Росфинмониторннга от 18 марта 2009 г. № 2 (извлечение)

ФСФМ на основе анализа и обобщения практики применения ФЗ-115, а также в связи с вопросами, возникающими у организаций при реализации требований в части идентификации лиц, находящихся на обслуживании (клиентов) и выгодоприобретателей, сформулировала основные принципы и подходы к осуществлению процедуры идентификации.
Приведенные в настоящем Информационном письме подходы рекомендуются к применению организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом , указанным в статье 5 Федерального закона , а также лицам, указанным в статье 7.1 Федерального закона. Для целей настоящего Информационного письма клиентом признается лицо, принимаемое на обслуживание или находящееся на обслуживании в организации.

1.3. Организация должна в составе ПВК разработать программу идентификации клиентов, а также установления и идентификации выгодоприобретателей (далее - Программа идентификации).
1.4. Организация должна, наряду с Программой идентификации, разработать в составе ПВК программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Программа оценки риска).
1.5. Программа идентификации и Программа оценки риска утверждаются руководителем (если иное не установлено учредительными документами) организации.

Сейчас те же положения что и в информписьме, но только в упорядоченном и расширенном виде закрепились нормативным документом в виде Приказа №59.
Я это к тому, что при корректировке ПВК связанных с новыми требованиями по ЦИ согласно Приказа № 203 у многих ломбардов в ПВК были уже заложены требуемые Программы в обобщенном виде.
Конечно у кого этих положений нет - надо включать.
Но возникла проблема с другой стороны.
В связи с опубликованием РОСФИНМОНИТОРИНГОМ примерного образца "ПВК в целях ПОД/ФТ"(такое сейчас должно быть название), которое структурно построено на разделах в виде программ, то по смыслу этого опубликования и Рекомендаций по составлению ПВК впереди ломбардам предстоит работа по приведению своих ПВК в соответствие с примерным образцом "ПВК в целях ПОД/ФТ". Надо полагать , что финразведчики в этой части будут оказывать давление.
Таким образом, и от этой работы в конце - концов "не спрятаться, не скрыться"!

Мнение есть?

Юрию Сергеевичу!

Согласно п. 47 «Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию ПВК организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденного Приказом РОСФИНМОНИТОРИНГА от 23.05.2008 N 130 (зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2008 г. N 11823) следует, что при внесении изменений и/или дополнений организацией в ПВК, в том числе в связи с изменением законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ПВК представляются на согласование в соответствии с действующим законодательством РФ, организация вправе представить для согласования новую редакцию ПВК.

Поскольку законодатель сделал отсылку на действующее законодательство, то в этом случае правомерно применять нормы установленные ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 8 января 2003 г. N 6 «О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПВК В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ», где обусловлено, что ПВК в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца и представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Вполне резонно задать вопрос о последствиях для ломбардов при случае пропуска указанных сроков либо деятельности ломбарда с ПВК без внесения изменений и/или дополнений, в том числе в связи с изменением «противоотмывочного» законодательства РФ.

Статья 15.27 КоАП РФ не содержит в составе административных правонарушений таков вид правонарушений как пропуск сроков либо неоткорректированность ПВК в связи с изменением «противоотмывочного» законодательства РФ. Нет в составе – нет наказания!

Но жизнь учит, что плох тот контролер который не найдет нарушения (да не одно) в другом месте, где уж точно «светит» ст.15.27 КоАП РФ, а пропуск сроков или неоткорректированность ПВК будут отмечены как нарушения действующего Порядка в акте проверки.

Еще один вопрос возникает: а надо ли вообще корректировать свои ПВК под изменения законодательства при каждом «чихе и пыхе» финразведки? ПВК в ломбардах ведь не правила уличного движения, а обобщенно расписанная процедура выполнения положений ФЗ-115, в котором в 2010г. четко прописаны понятия «организация внутреннего контроля» и « осуществление внутреннего контроля», на что «заточена» ст.15.27 КоАП РФ. Поэтому требуется периодический анализ или ревизия своих ПВК на предмет «отставания» от текущих изменений законодательства. И ежели обобщенные положения своих ПВК не противоречат общим нормам ФЗ-115, то и "дергать" Правила не разумно.

Повторю старую истину: «с финразведчиками - держи ухо востро!»